Более близким и понятным для простых людей религиозно-мифологическим уровнем осознания своего места в мире является персонификация тех сил, от которых зависит жизнь и смерть самого человека. Это пантеон высших божеств, олицетворяющих собой три мира: Верхний (Небесный), Средний (Земной) и Нижний (Подземный или Мир смерти и болезней). Эта трёхчленная система является универсальной и присутствует во всех пространственно-временных моделях обских угров. В случае усложнения трехчленной модели до многоуровневых вертикальных моделей соответственно разветвляется и система божеств, олицетворяющих эти уровни.

Бог по-хантыйски Торум (произношение этого слова варьируется в зависимости от диалекта). Этим словом обозначают также небо, погоду. О многозначности этого слова К.Ф. Карьялайнен писал: «Употребляемое в личностном качестве, оно обозначает кроме небесного бога также христианского бога, святого, изображения святых, даже ангелов и их изображения <…>. Слово встречается в сочетаниях <…> имени помощников небесного бога <…> и некоторых местных духов <…>». Он приводит примеры в использовании этого слова также для обозначения периода времени, положения, состояния. Основываясь на знании других финно-угорских языков, он предположил, что исконное происхождение слова было в значении «воздух, небо» [Карьялайнен К.Ф. Религия югорских народов. Т. II. / Пер. с нем. Н.В. Лукиной. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1995: 215-216].