Представители Верхнего и Нижнего миров, согласно мифам, участвовали в формировании Среднего мира – мира людей.

Kалтащ - это богиня, посылающая души, ведает тайнами жизни. Она определяет главнейшие события в жизни – рождение и смерть, отмеривает ее срок, посылает дыхание человеку. Образ Kалтащ – главного женского духа очень часто соотносят с Божьей Матерью, сравнивают с Солнцем. Видимым орнитоморфным образом ее у многих групп северных хантов (казымских, шеркальских/калтысянских) является лебедь, называются и другие её птицы. Зооморфным образом для некоторых групп обских угров является белая зайчиха [Кашлатова Л.В. Богиня Каттащ-ими в представлениях калтысянских хантов // // Материалы III Югорских чтений. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2001.: 104]. Имя её переводят как «пробуждающая, создающая» [Вагатова К. 1996 – Вагатова К.И. Образ богини Калтащ в священной песне казымских хантов // Народы Северо-Западной Сибири. Томск: Изд-во Том. ун-та, 199675].

Северо-хантыйской Kалтащ соответствует богиня Пугос восточных хантов, также отвечающая за деторождение и посылающая людям души, также имеет небесное происхождение. В своём доме с золотой крышей Пугос имеет семь колыбелей, в которых она укачивает илт (души), пока они не будут готовы. Обязанности богини столь велики – ведь от неё зависят целые поколения [Карьялайнен К.Ф. Религия югорских народов. Т. II. / Пер. с нем. Н.В. Лукиной. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1995].

Со слов хранительницы традиций казымских хантов З.Н. Лозямовой: «Она нас отправляет на этот свет. Она же забирает у нас жизнь. Родился у нас ребёнок – она нам его отдала, и тут же пишет, когда заберёт. Можете дожить до этого дня, а можете не дожить. Бывает и такое, что она (Калтащ) забывает про запись. Вот человек живет, живет…, уже из ума выжил. Про такое говорят: «Забыла она, наверное». Так как с богиней Kалтащ связывалась жизнь на Земле, у некоторых групп обских угров она ассоциировалась и с Матерью Землёй, но чаще всего Мать-Земля – это совершенно отдельный объект почитания. Независимо от того, как взаимосвязаны между собой образы богини, отвечающей за деторождение, и матери-земли, эти женские образы играют важную роль в существовании Среднего мира.

На отождествление этих образов могли влиять мифологические представления о том, что небо и земля – супруги. Такие представления бытовали у многих народов, например у славян. Подобные представления достаточно отчётливо выражены у сургутских хантов: «В сферу бога Неба (Төрəм) входят мужское начало», в «сферу действия богини Земли» «входят женское начало, деторождение, жизненная энергия». В то же время, в «сферу действия богини Земли» относят также и «потусторонний мир покойников, царство бога Болезней».