C учётом горизонтального членения мира, территориальное и функциональное распределение почитаемых высших духов-покровителей по р. Обь (на материале усть-казымских хантов) выглядит следующим образом:

1. Её исток, южная сторона, откуда прилетают птицы, считается благоприятным и соответствует верхнему миру. Хозяином является Нўм хə ‘Верхний богатырь’, он же Мир ванты хə ‘За людьми смотрящий богатырь’, Ас тый ики ‘Верховьев Оби богатырь’, с божествами землю, с духами землю огибающий богатырь на белой лошади.

2. Средний мир – это территория проживания людей, животных и многочисленных духов-хозяев местностей. Его хозяином является Ем вош ики ‘Вежакорский богатырь’, он посредник между мирами.

3. Нижний мир – это устье реки, северная сторона. Хозяином является Увс ики ‘Северный богатырь’, также Иӆ мўв ики ‘Дух болезней, нижнего мира’ [Пятникова Т.Р. Представления усть-казымских ханты о причинах возникновения болезней // Мировоззрение обских угров в контексте языка и культуры. Мат. Всерос. науч. конф. (19-22 мая 2008 г., Ханты-Мансийск). Ханты-Мансийск, 2010. – С. 248-249].