Развитый культ медведя у обских угров содержит в себе напластования разных исторических эпох. Е. Шмидт выделила 27 концепций образа медведя в мифологии хантов и манси [Шмидт Е. Традиционное мировоззрение северных обских угров по материалам культа медведя: Дис. … канд. ист. наук. Л., 1989.]. В мифологическом сказании казымских хантов о медведе – младшем сыне Торум’а, где он противопоставляется своему старшему брату – богу смерти и болезней и представлен как выразитель божественной силы, направленной на поддержание жизни. Вот как передаётся этот миф в кратком пересказе, записанном от М.К. Волдиной.

Tорум создал Землю, на которой появились леса, деревья, цветы и травы, большие и малые звери, птицы, насекомые, воды рек, озер, морей, рыбы… Ещё населил он Землю сотворёнными им беспуповыми людьми. Для ведения жизни на Земле он послал старшего сына. Старший сын решил, что всё, что есть на Земле и сама Земля – всё это его, все люди должны служить ему. Люди выполняли его желания, какие бы они не были. А они были разные, но только всё против жизни. Сын Tорум’а имел всё, «купался» в доброй постели из мехов разных зверей, ел самую добрую сытную пищу. Вскоре всё, что было на Земле – всё исчезло, было уничтожено. И людей не стало, ушли из Жизни.

Тогда старший сын Tорум’а обратился к Отцу. А Отец всё знал, что случилось. Жизнь не получилась. Решил всё повторить, проверить сына. Опять на Земле появились деревья, звери, птицы, потекли воды, оживляя всё кругом, поплыли большие и малые рыбы. … Но ничего не изменилось, всё повторилось. Кругом всё уничтожается. Вот-вот угаснет всё живое.

Тогда Tорум решил послать на Землю младшего сына в образе маленького медведя в люльке. Старший есть старший, сразу догадался. Только спустили брата, он решил его уничтожить. Три дня, три ночи гонялся за ним с луком и стрелой. Догнал, уничтожил. Шкуру бросил под ноги людям, чтобы они топтали, вытирали ноги. А остальное «содержимое» разбросал на съедение птицам и зверям.

Не выдержало сердце Матери, и решила она спуститься на землю в образе медведя с особой отметкой на груди в виде галстука. Такие медведи до сих пор есть в природе. Мать приземлилась и стала искать старшего сына. Нашла, догнала и его же луком и стрелой прижала сына к Земле. Она не стала его уничтожать. Решила, чтобы старший сын стал тем, кем хотел. Он стал самым главным в том мире, где живут болезни и смерть.

А в отношении младшего сына Мать обратилась к людям. Она попросила сделать полку выше высоких облаков, выше высоких туч и посадить его главным жизневедущим Духом на Земле. В честь него Она повелела, чтобы все люди Земли собирались на праздник, чтобы звучали лучшие песни, музыка, люди плясали самые красивые танцы, пляски, чтобы все играли самые весёлые игры.

С тех пор Дух медведя витает между Небом и Землёй, все люди Земли почитают его. По его «приходу» в дом проводится многодневный обряд – Медвежьи игрища, посвященный сыну Бога [Волдина Т.В. «Долгой жизни вековечный танец». Реинкарнация в контексте мифоритуальных традиций обских угров. Ч. 1. Тюмень: «Формат», 2016].