Вопросу о душе на материале обских угров посвящена большая литература, но он по-прежнему остаётся до конца не изученным. Сложность и запутанность этой ключевой проблемы в этнографии хантов и манси обусловлены разнообразием локальных особенностей, а также разной степенью владения сакральными традициями этнофоров. Противоречия в представлениях о душе – это следствие неизбежного переосмысления духовных «знаний» в традиционном обществе, развития в народе философских размышлений на тему человеческой жизни. В то же время, несмотря на существование таких разночтений, видна универсальность этих представлений о душе, которая подтверждается   существованием аналогичных или близких взглядов и у других народов.

Считается, что у мужчины 5 «душ», у женщины – их 4. Но содержание этой 5/4-членной «структуры души» стало полем для раскрытия самых разнообразных народных представлений, характеризующих различные состояния человека, что обусловило разночтения в изучаемом вопросе. В то же время числа 5 и 4   – это всего лишь маркеры, разделяющие мужскую и женскую сферы жизнедеятельности. Во всех выдвигаемых исследователями версиях наиболее отчётливо и ясно просматриваются две составляющие человеческой души: две основные взаимодействующие, взаимосвязанные («переходящие друг в друга»), дополняющие друг друга и неразделимые при жизни человека части: основную, реинкарнирующую душу ӆыӆ и душу-тень ис (или ис-χǒр). Являясь частью одного целого, и та и другая могут выступать (мыслиться или восприниматься) как индивидуальная сущность человека в одинаковой мере.

Наиболее адекватным переводом понятия ӆыӆ является понятие «дух». Такой перевод был дан и в дневнике В.Н. Чернецова, встречается у К.Ф. Карьялайнена: «В угорских языках ещё и сейчас это слово имеет оба значения: «дыхание, дух» и «жизнь». В качестве синонимов – реинкарнирующая душа, «маленькая» душа, «внутренняя» душа, душа-птица. Это продуцирующее (животворящее) начало периодически способно возрождаться в новых физических телах. Эта душа (дух) имеет связь с Верхним (небесным) миром. Виталическая же часть или ис связана с жизненной энергией человека, которая имеет у обских угров условное деление на 4-5 частей (в зависимости от пола), с потерей которых человек слабеет, болеет, а при возвращении их жизненный тонус восстанавливается.   Эта жизненная энергия имеет свойство впитываться в личные вещи человека и нести информацию о нём. После смерти она попадает в Нижний мир. Даже после смерти, тело связано с ис – биополем человека, но по мере разрушения физического тела исчезает [Волдина Т.В. «Долгой жизни вековечный танец». Реинкарнация в контексте мифоритуальных традиций обских угров. Ч. 1. Тюмень: «Формат», 2016].