Культ медведя у обских угров достиг таких сложных и развитых форм, который можно считать одним из центральных явлений этнической культуры.

На формирование культа медведя повлияли:

  1. Фратриальное устройство (деление на фратрии Пор и Мощ);
  2. Культ героев, а затем культ локальных духов-покровителей;
  3. Элементы так называемого «медвежьего шаманизма».

Почитание медведя в недавнем прошлом было известно всем группам обских угров Определяются характерные черты культа медведя, связанные с особым отношением к животному, признанием его небесного происхождения и его родственной связи с человеком. Он включает в себя целый пласт культуры: поверья, приметы, гадания, клятвы, связанные с медведем. Высшей ступенью тотемического культа является обрядовое действо, включающее охоту, медвежьи пляски и поедание туши.

Обрядовый комплекс включает ряд правил и ритуалов, регламентирующих отношения с тотемным животным:

  1. Словесные запреты и подставные названия медведя: в медвежьих песнях широко использовались термины-табу из «медвежьего языка» и из охотничьего арго – особого иносказательного языка для общения охотников с животными; у обских угров такого рода язык насчитывал около пятисот слов, из них 132 были подставными названиями самого медведя.
  2. Церемония отправления на охоту за медведем.
  3. Извинительные речи, иносказательно излагающие факт свершившегося «низложения» священного животного.
  4. Обрядовое разделывание туши медведя: «раздевание» зверя )снятие шкуры), украшение шкуры и головы.
  5. Доставка медведя на праздник.
  6. Ритуальная варка и поедание мяса медведя.
  7. Захоронение скелета и черепа (идея вечного возрождения).
  8. Гадания, предопределяющие удачу в промысле (в ходе праздника).

Обряд поклонения медведю-тотему тесно связан с мифопоэтическим пластом традиционной культуры, актуализируемым в рамках медвежьего праздника.

Вселенная подразделяется на три зоны: верхний, средний и нижний миры. Это же членение распространяется на все существенные явления культуры в традиции. После ритуального разделывания медведя, предназначенного для праздника, всегда оставляется верхняя часть его туловища – голова и лапы. Именно они служат объектом благоговейного поклонения в ходе сакральных процедур праздника, как символ верха, неба, божественной власти и т.п.

В профанно-пародийных разделах часто упоминаются элементы «телесного низа» медвежьего туловища. Это является отражением универсального народно-мировоззренческого карнавального приёма, выявленного на материале народной смеховой культуры. «Верх» и «низ» имеют здесь абсолютное и строго топографическое значение. Верх – это небо, низ – это земля; земля же – это поглощающее начало (могила, чрево) и начало рождающее (материнское лоно).

Охота на медведя и сам праздник проводится соответственно ритуалам, включая и употребление тайного языка. Шкура медведя снимается на месте добычи, как будто снимают шубу встреченного младшего родственника. В деревне начинаются очищающие обряды (обрызгивание водой, снегом, окуривание), потом шкуру украшают, подносят ей дары (еду, металлические изделия) [Мазур О.В. Медвежий праздник казымских хантов как жанрово-стилевая система: Дисс. … канд. искусствоведения (рукопись). – Новосибирск, 1997].