Культ медведя у обских угров достиг таких сложных и развитых форм, который можно считать одним из центральных явлений этнической культуры.
На формирование культа медведя повлияли:
- Фратриальное устройство (деление на фратрии Пор и Мощ);
- Культ героев, а затем культ локальных духов-покровителей;
- Элементы так называемого «медвежьего шаманизма».
Почитание медведя в недавнем прошлом было известно всем группам обских угров Определяются характерные черты культа медведя, связанные с особым отношением к животному, признанием его небесного происхождения и его родственной связи с человеком. Он включает в себя целый пласт культуры: поверья, приметы, гадания, клятвы, связанные с медведем. Высшей ступенью тотемического культа является обрядовое действо, включающее охоту, медвежьи пляски и поедание туши.
Обрядовый комплекс включает ряд правил и ритуалов, регламентирующих отношения с тотемным животным:
- Словесные запреты и подставные названия медведя: в медвежьих песнях широко использовались термины-табу из «медвежьего языка» и из охотничьего арго – особого иносказательного языка для общения охотников с животными; у обских угров такого рода язык насчитывал около пятисот слов, из них 132 были подставными названиями самого медведя.
- Церемония отправления на охоту за медведем.
- Извинительные речи, иносказательно излагающие факт свершившегося «низложения» священного животного.
- Обрядовое разделывание туши медведя: «раздевание» зверя )снятие шкуры), украшение шкуры и головы.
- Доставка медведя на праздник.
- Ритуальная варка и поедание мяса медведя.
- Захоронение скелета и черепа (идея вечного возрождения).
- Гадания, предопределяющие удачу в промысле (в ходе праздника).
Обряд поклонения медведю-тотему тесно связан с мифопоэтическим пластом традиционной культуры, актуализируемым в рамках медвежьего праздника.
Вселенная подразделяется на три зоны: верхний, средний и нижний миры. Это же членение распространяется на все существенные явления культуры в традиции. После ритуального разделывания медведя, предназначенного для праздника, всегда оставляется верхняя часть его туловища – голова и лапы. Именно они служат объектом благоговейного поклонения в ходе сакральных процедур праздника, как символ верха, неба, божественной власти и т.п.
В профанно-пародийных разделах часто упоминаются элементы «телесного низа» медвежьего туловища. Это является отражением универсального народно-мировоззренческого карнавального приёма, выявленного на материале народной смеховой культуры. «Верх» и «низ» имеют здесь абсолютное и строго топографическое значение. Верх – это небо, низ – это земля; земля же – это поглощающее начало (могила, чрево) и начало рождающее (материнское лоно).
Охота на медведя и сам праздник проводится соответственно ритуалам, включая и употребление тайного языка. Шкура медведя снимается на месте добычи, как будто снимают шубу встреченного младшего родственника. В деревне начинаются очищающие обряды (обрызгивание водой, снегом, окуривание), потом шкуру украшают, подносят ей дары (еду, металлические изделия) [Мазур О.В. Медвежий праздник казымских хантов как жанрово-стилевая система: Дисс. … канд. искусствоведения (рукопись). – Новосибирск, 1997].