Праздник представляет собой синкретическое обрядовое действо, где сконцентрированы все виды народного творчества. Песни, танцы, театральное искусство (пантомимические сценки, диалоги масок, кукольные представления) – вот далеко не полный перечень граней данного культурного феномена.

Медведь, как и человек, наделяется определённым кол

ичеством душ: мужскому полу соответствует пять душ, женскому четыре. С этими цифрами связано и количество ночей проводимого обряда, а также эпических песен, спетых за одну ночь: если убит медведь, то праздник продолжается 5 суток, если медведица – 4, медвежонок – 3-2.

Структура каждого дня праздника строго регламентирована. Порядок следования песен связан с существующей у обских угров строгой закреплённостью изложения священных сюжетов, лежащих в основе всего действа, песен и инструментальных наигрышей. Жесткого – универсального – сценария, который строго воспроизводился бы в локальных культурах, не существует. Сегодня в медвежий праздник включены элементы других, ранее самостоятельных сфер культуры, связанных с шаманством, собственно эпическим пластом (героический эпос и богатырские песни-сказки), лирической песенной традицией.

Ряд шаманских процедур предваряют медвежий праздник, являясь его неотъемлемой частью. Кроме того, они играют определяющую роль в «формообразовании» каждого обряда, реализуя алеаторический принцип в композиции и драматургии медвежьего праздника. Празднику предшествует церемония гадания на колотушке к бубну. В ходе сеанса выясняется порядок прибытия божеств на медвежий праздник. В зависимости от результата гадания выстраивалась внутренняя последовательность основных этапов драматургии медвежьего праздника, например, блока призывных песен (кайёяӈ ар). Проводится также процедура гадания путём различных манипуляций с головой медведя.

Для женщин существуют определённые ограничения на ряд действий в ситуации медвежьего праздника. Так, они не имеют права исполнять некоторые сакральные песни, а некоторые – даже слушать; в доме, где проводится обряд, женщины должны находиться слева от медведя, им запрещено в присутствии божественного предка открывать лицо. Роль женщин в обряде сводится к исполнению танцев лирического и подражательного характера.

По утрам медведя будят специальной песней. По вечерам праздник начинается эпическими песнями (мифологические: происхождение медведя, его добывание мифическим героем; дидактически-легендарные: добывание провинившихся медведей, добывание знаменитым охотником, наказание людей за нарушение медвежьей присяги или табу; простые: песни о добывании конкретных медведей). Вечер несколько раз прерывается интермедиями простых танцев. Во второй части следуют небольшие драматические представления, разыгрываемые в берестяных масках, они имеют дидактически-комический (вернее: двузначный) характер и моделируют почти всю действительность: взаимосвязи человека со сверхъестественной, природной и социальной сферами. Их количество за время праздника может достигать несколько сотен. Специальные инсценировки изображают жизнь и смерть разных видов животных. В последнюю, особенно священную ночь, вызываются представленные актёрами духи-покровители для исполнения своих благословляющих танцев-соло. Под конец медведю поётся наказ о пути возвращения к богу и возрождения, его останки уносят на священное место. В ходе праздника важную роль играют оберегающие моменты: извинение перед медведем за убийство, притворение чужеродцами, птицами при поедании мяса медведя, а также плодородная магия, гадание.

Трансляция каждого номера на медвежьем празднике отмечается нескольким зарубками на специальной палочке. Последняя является в мифологии атрибутом власти. Такая палочка часто содержалась в культовом амбаре. На каждой её грани отмечается лишь одна категория действий или обрядов [Мазур О.В. Медвежий праздник казымских хантов как жанрово-стилевая система: Дисс. … канд. искусствоведения (рукопись). – Новосибирск, 1997].