Реальным прототипом Мировой реки и её воплощением у хантов и манси является великая сибирская река Обь. Представление о реке как эквиваленте «мирового дерева» характерно для северных групп хантов.

С рекой ассоциировалась мистическая дорога предков. Река представляла собой связующее начало миров по горизонтали. Река как связующее звено между мирами, но уже мирами Вселенной – важная составляющая и мировоззрения хантов. Мировая река считается более древней пространственной моделью. Многие поколения выросли на реке и ассоциируют с ней всю свою жизнь.

Течение реки олицетворяет круговорот жизни: человек приходит в этот мир из верховьев мировой реки и уходит в её низовья [Рындина О.М., Боброва А.И., Ожередов Ю.И. Ханты Салымского края: культура в археолого-этнографической ретроспективе. Томск: Изд-во Том.ун-та, 2008. – 412 с: 25-28]. Север и запад ассоциируются с миром мёртвых («ночная сторона»), юг и восток – стороны поддержания жизни («дневная, солнечная сторона»).

На севере в низовьях Оби по представлениям обских угров располагается, как уже упоминалось, царство холода, болезней и смерти. Его хозяином считается дух смерти и болезней Хинь-ики (сев. хант.), он же Увас вот ики (сев. хант.) ‘Северного ветра мужчина’, Ват лунк ‘Ветра дух’ (вост. хант.) [Кашлатова Л.В. Овас вот ойка в фольклоре и верованиях обских угров // Обские угры: научные исследования и практические разработки: материалы Всероссийской научной конференции VII Югорские чтения. Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2008: 407].

Пространство дома