Back to Top

Под небом хантыйским, над краем богатым звучи, моё слово,светло и крылато!

Из фольклорного наследия хантов

Миф о сотворении мира

  Мифы, предания, сказки хантов и манси [Текст] : перевод с хантыйского, мансийского, немецкого языков / сост., предисл. и примеч. Н. В. Лукина ; под ред. Е. С. Новик. - Москва : Наука, 1990. - 367 с

http://mifolog.ru/books/item/f00/s00/z0000038/st002.shtml

Зап. А. Штернбергом в конце XIX или начале XX в. Опубл.: Дунин-Горкавич А. А. Тобольский Север. Этнографический очерк местных инородцев. Тобольск, 1911 (http://www.libraries-yanao.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=311:2010-04-30-05-19-19&catid=100&Itemid=600233)

Хантыйский миф о происхождении земли, человека, растений и животных, жизненных благ, пищевых запретов, орудий промысла. Наряду с типичными космогоническими мотивами обско-угорской мифологии (жидкая шатающаяся первоначальная твердь, добывание огня, обучение промыслам и т. д.) в мифе заметно влияние христианства, например спор о том, кто сильнее - бог-отец или бог-сын, эпизод соблазнения Кулем первых людей, согрешивших после того, как они съели запретный плод (здесь - кедровую шишку). Основной герой - сын Нум-Торума; здесь его имя Торум, в других мифологических сказаниях он известен как Золотой Богатырь, Князь-Старик, За Миром Наблюдающий Человек и др.

Миф про Огненный потоп

http://mifolog.ru/books/item/f00/s00/z0000038/st012.shtml

Зап. Й. Папаи в 1898-1899 гг. в районе Обдорска. Опубл.: 37, с. 176; 48, с. 50 В русском переводе публ. впервые. Пер. с немецкого Н. Лукиной.

Вверху, на небе, живет бог Торум. Его жене пришло время рожать, и, как водится, она родила сына. Положила его в колыбель и укачивает. Тут проходил мимо бог Торум и приказал:

- Запри этого ребенка в круглый каменный дом.

Затем повернулся к сыну и сказал:

- Когда-нибудь я приду и достану тебя, но когда - мое дело.

Фотомгновения