Back to Top

Под небом хантыйским, над краем богатым звучи, моё слово,светло и крылато!

Современная научная интерпретация хантыйской мифологии

У хантыйского народа сложилась богатая религиозно-мифологическая система, которая является основой их традиционного мировоззрения и нашла своё непосредственное отражение в фольклоре, ритуально-обрядовой деятельности.

Мировое древо

Когда-то на Земле росло огромное Дерево. Крона его касалась Неба, корни уходили глубоко в Землю. На ветвях Дерева жили люди, они говорили на одном языке и почитали одного Бога - Создателя. Но вот разлилась священная Огненная Вода. Она «варила» землю и размывала корни Дерева. Огненный потоп становится причиной падения Дерева и гибели большого количества людей. Затем Огненная Вода сжалилась и стала холодной, превратилась в реки, озера и моря. А люди, оставшиеся в живых, оказались далеко друг от друга, постепенно стали говорить на разных языках и верить в разных божеств [Волдина Т.В. Картина мира в традиционных космологических представлениях казымских хантов // Узловые проблемы современного финно-угроведения. Йошкар-Ола, 1995. :112].

Мировая река

Реальным прототипом Мировой реки и её воплощением у хантов и манси является великая сибирская река Обь. Представление о реке как эквиваленте «мирового дерева» характерно для северных групп хантов.

Пространство дома

Самым близким для человека пространством является его дом, где он рождается, живёт и умирает. Это исходная точка освоения окружающего мира. Являясь сакральным центром мира χot (хант.), ‘дом’ осмысляется как средоточие таких основных жизненных ценностей, как счастье, достаток, единство семьи и рода, включающее не только живых, но и мёртвых. Дом противопоставлен окружающему миру как пространство закрытое – открытому, внутреннее – внешнему, организованное – неорганизованному, своё – чужому.

Многоуровневые модели мира

Представления о «параллельных» мирах нашли своё отражение, например, в представлениях и традициях пимских хантов (подгруппа сургутских хантов). Здесь выделяют «второй» мир – мир людей (тождественен среднему миру), а также «первый» (нижний) и «третий» (верхний) миры, где пребывают после смерти людские души и духи [Песикова А.С. Взгляд изнутри культуры. Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2006. с. 31]. Об изначальной проницаемости миров писала В.И. Сподина: «Если существование Верхнего мира было задано изначально, а Средний мир – мир человека и всего живого – был воссоздан с помощью птиц-демиургов, то качественные характеристики мироздания должен был замыкать Нижний мир (зеркальная копия земного, но с характеристикой «обратный»)» [Сподина В.И. Время как универсальная мировоззренческая категория традиционной культуры. Ханты-Мансийск, 2014. С. 279 - 280].

Пантеон хантыйских богов

Более близким и понятным для простых людей религиозно-мифологическим уровнем осознания своего места в мире является персонификация тех сил, от которых зависит жизнь и смерть самого человека. Это пантеон высших божеств, олицетворяющих собой три мира: Верхний (Небесный), Средний (Земной) и Нижний (Подземный или Мир смерти и болезней). Эта трёхчленная система является универсальной и присутствует во всех пространственно-временных моделях обских угров. В случае усложнения трехчленной модели до многоуровневых вертикальных моделей соответственно разветвляется и система божеств, олицетворяющих эти уровни.

Божества Верхнего мира

Верхний мир олицетворяет собой Нум-Торум ‘находящийся или живущий вверху–Торум’ – могущественный создатель и управитель судеб мира, людей и духов. Он же – правящий на небе, всемогущий первобог, творец мира и имеющегося в нём добра, распорядитель жизни и смерти, который держит под доброй защитой свои творения, наказывает за грехи и несправедливость… Известны и другие его имена: Ент-Торум ‘Великий Торум’; Санки-Торум ‘Светлый и сияющий Торум’; Сорни-Торум ‘Золотой Торум.’ С ним связывают начало всех добрых вещей в мире, источник всякой силы. Его жилище на верхнем седьмом небе. У него есть книги судьбы, в которые внесены жизненные пути каждого человека.

Духи Нижнего мира

Нижний мир Кали-торум – страна смерти и местопребывание умерших. Им управляет Хинь-ики – старший сын небесного бога, в других версиях – его брат. Но в некоторых описаниях он существует независимо.

Богиня Калтащ

Представители Верхнего и Нижнего миров, согласно мифам, участвовали в формировании Среднего мира – мира людей.

Kалтащ - это богиня, посылающая души, ведает тайнами жизни. Она определяет главнейшие события в жизни – рождение и смерть, отмеривает ее срок, посылает дыхание человеку. Образ Kалтащ – главного женского духа очень часто соотносят с Божьей Матерью, сравнивают с Солнцем. Видимым орнитоморфным образом ее у многих групп северных хантов (казымских, шеркальских/калтысянских) является лебедь, называются и другие её птицы. Зооморфным образом для некоторых групп обских угров является белая зайчиха [Кашлатова Л.В. Богиня Каттащ-ими в представлениях калтысянских хантов // // Материалы III Югорских чтений. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2001.: 104]. Имя её переводят как «пробуждающая, создающая» [Вагатова К. 1996 – Вагатова К.И. Образ богини Калтащ в священной песне казымских хантов // Народы Северо-Западной Сибири. Томск: Изд-во Том. ун-та, 199675].

Богиня Огня

Многочисленные духи-покровители Среднего мира помогают людям в проживании земной жизни. Он находится в ведении духов природных стихий, природных объектов, которые способны оказывать непосредственное влияние на жизнь обитателей среднего мира. Среди оберегающих человека духов – Богиня-Огня.

Страница 1 из 3

Фотомгновения