Самым близким для человека пространством является его дом, где он рождается, живёт и умирает. Это исходная точка освоения окружающего мира. Являясь сакральным центром мира χot (хант.), ‘дом’ осмысляется как средоточие таких основных жизненных ценностей, как счастье, достаток, единство семьи и рода, включающее не только живых, но и мёртвых. Дом противопоставлен окружающему миру как пространство закрытое – открытому, внутреннее – внешнему, организованное – неорганизованному, своё – чужому.

Именно в пространстве дома сложилась целая система правил и запретов, направленных на поддержание гармонии человеческой жизни. Например, среди обычаев, направленных на то, чтобы не навлечь беду на дом – запрет держаться руками за косяк двери: «знак креста или диагональной линии у порога («порубить» порог) – это знак беды для живущих там людей», так как «там, где живут люди, их тропы-дороги перегораживать нельзя, это признак смерти» (Сподина 2008 – Сподина В.И. Добро и зло как фундаментальные категории этнического сознания // Обские угры: научные исследования и практические разработки: материалы Всероссийской научной конференции VII Югорские чтения. Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2008. С. 97-105). Входная дверь дома всегда ориентирована на дневную или солнечную сторону. Со слов З.Н. Лозямовой: «У нас дом нельзя обходить с одного угла до другого, с тыльной стороны. Женщинам и детям в ту сторону, за дом нельзя ходить, это связано с духами… мужчины, если и обходят дом, то вдалеке. Круг – не замыкается. Тропинки от дома «уходят» по прямой – не пересекаясь, как лучи солнца» (Исламов 2006 – Исламов А.З. Семантика пространства казымских ханты в их мировосприятии. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2006. с. 108)

Мировоззренческие принципы человеческого существования через образ дома как сакрального пространства хорошо просматривается на основе обрядовой лексики. Мироупорядочение этого пространства, как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости, осуществляется через обряд, через который закладывается основа жизни человека, фиксируется устойчивость человеческого бытия. Так, «Передний угол мўӆ является сакрально наиболее значимым элементом жилища, но и гораздо более задействованным в ритуальной сфере <...>» (Потпот Р.М. Символическое значение лексической единицы сўӈ ‘угол’ как фрагмента концепта «Дом» (на материале казымского диалекта хантыйского языка) // Филологические исследования обско-угорских языков: традиции, новации, итоги, перспективы: Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции XII Югорские чтения (20 декабря 2013 г., Ханты-Мансийск). Тюмень, 2014. С. 81-82, 89-95) В основе структурирования пространства дома, а также стойбища, с вытекающими из них правилами поведения людей, лежит распределение сфер влияния верхнего (небесного, мужского) и нижнего (земного, женского) начал.